С чего все начинается? Профориентационные уроки. Сегодня обновленная платформа предполагает профориентационные уроки, имеющие вид конструктора, который предполагает, что учитель, основываясь на специфике того или иного класса, сам подберёт необходимый набор метолов и средств, интерактивных заданий и наглядного материала. Это замечательное изменение позволяло учитывать особенности классных коллективов и добиться максимального результата.
Вторая «ступень» профориентационных занятий, которая, по нашему мнению, необходима в вопросах профессионального самоопределения, это тестирование и консультации. Решая заявленную выше проблему отсутствия профильного образования у специалиста, занимающегося профориентацией в школе (особенно в сельской), проект предлагает воспользоваться продуманная, логически выстроенной диагностикой.
Принять участие в профессиональных пробах, «окунуться» в мир профессии, поможет третья ступень. Профпроба – хорошая возможность для ученика сельской школы «примерить» на себя ту или иную профессию, которая поможет понять, на верном ли пути он стоит в своём профессиональном выборе.
Учащиеся Детчинской школы в полной мере смогли воспользоваться профессиональными пробами и смогли посетить за два года те направления. Которые были интересны именно им. В октябре 2022 года учащиеся смогли воочию познакомиться с профессиями «Ветеринар» и «Геодезист». В прошлом учебном году, учитывая возросшую популярность проекта, учащимися 9-10 классов были посещены такие направления как «Графический дизайн», «Администрирование отеля», «Сити-фермер», «Биотехнолог». Ну а в текущем учебном году, став одной из школ-флагманов, мы продолжаем помогать ребятам путём профессиональных проб осваивать «рабочие профессии», понимая, что стране кадры на селе: агроном, биолог, генетик – благодаря проекту наши учащиеся понимают, что на сегодняшний день такие профессии, заключающие в себе многие современные разработки.
Впечатлений от данных профессиональных проб масса. Ребята делятся впечатлениями, подчас перебивают друг друга, рассказывая подробности. Однако, одна из учениц девятого класса после знакомства с профессией «Графический дизайн» расстроено проинформировала нас, что разочаровалась в профессии. Означает ли это её неудачу в проекте? Нет, поскольку, посмотрев профессию «изнутри», ребёнок вовремя смог сделать вывод об ошибочности своего выбора. Мы не сомневаемся, что проект поможет ей найти профессиональное направление.
Говоря об успешности проекта в рамках Детчинской школы, стоит упомянуть о количестве учащихся, желающих поучаствовать в профориентационных уроках. Проект ставит нас в количественные условия, давая «нормативы» обязательных участников. На протяжении 3-х лет для нашей школы эта цифра составляла 90 человек, 120 и 200 соответственно. Однако мы могли провести такие уроки для всех желающих, которые смогли побывать на таких занятиях вне проекта. Численный показатель желающих по сравнению с прошлым годом удвоился. Так, если за период 2022-2023 учебного года процент участия учеников составил 22,5% учащихся, то в текущем году был равен 36,2%. Популярность проекта заметно выросла.
Большой интерес для учащихся, принявших участие в проекте (особенно выпускников 9-х классов) имели индивидуальные рекомендации и планирование. Этот раздел платформы позволил учащимся осмыслить опыт, полученный в проекте, и построишь дальнейший план профессионального самоопределения.
Проект направлен на раннюю профориентацию учащихся, но оказался в полной мере полезен и для учителей. Мы ежегодно повышаем свои знания и умения, проходя курсы повышения квалификации. Повторюсь, и скажу, что для учителя сельской школы курсы с такой интересной базой и в удобном формате - это настоящая находка. На сегодняшний день для педагогов-навигаторов Детчинской школы наиболее интересными направлениями в рамках прохождения курсовой подготовки (вариативной части) стали «Историческое наследие» и «Образование».
«Билет в будущее» дает ребятам импульс развивать в себе профориентационные знания и умения. Так, успешные профпробы по направлению «Администрирование отеля» и «Ветеринария» смотивировали наших учащихся к участию в конкурсах профессионального мастерства «Молодые профессионалы». На протяжении двух лет ученики нашей школы становятся победителями в своих компетенциях на региональном уровне. Это наша победа как педагогов-навигаторов, это их победа, как трудолюбивых и внимательных школьников, это победа проекта «Билет в будущее».
Как было отмечено выше, популярность проекта среди учащихся 6-11 классов заметно выросла. Продолжу и отмечу, что и мастерство педагогов-навигаторов тоже возросло. Наши успехи и достижения, полное погружение в проект, позволило школе войти в число школ-флагманов проекта. Мы гордимся этим достижением, и готовы и в дальнейшем совершенствоваться в реализации проекта, значение которого трудно переоценить.